27 Декабря в истории - знаменательные события
27-Дек-2010 , Winston
27 декабря 537 г. 1473 года назад

 

В столице Византийской империи Константинополе освящен Храм Святой Софии, являвшийся в течение тысячелетия главным храмом Православного мира

 

В столице Византийской империи Константинополе освящен  Храм  Святой Софии, являвшийся в течение тысячелетия главным храмом Православного мира
Первый Храм Святой Софии–Премудрости Божией был заложен в 324 году по Рождеству Христову уже при основании императором Константином I Великим (306 – 337) новой столицы Римской державы на берегу пролива Босфор, на месте древнегреческой Византии. Эта монументальная христианская церковь Константинополя стала символом новой религиозной политики, начатой Константином I после легализации христианства (306 год) и издания Миланского эдикта о веротерпимости (313 год).

Строительство храма завершилось лишь в год смерти его основателя, однако, впоследствии, собор сгорел во время одного из народных восстаний. Лишь несколько десятилетий спустя император Феодосий II (401 – 450) повелел выстроить на его месте новое церковное здание – базилику (415 год). Однако и сей храм постигла печальная участь его предшественника. Базилика погибла в другом пожаре (532 год), охватившем столицу во время еще одного бунта горожан (восстания, названного в истории именем «Ника»).

Подавивший восстание византийский император Юстиниан I (483–565) решил не просто отстроить церковь заново, но возвести на ее месте такой храм, которого еще не видел мир. Для этого он пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Император сам заложил первый камень в основание собора и строго контролировал его строительство, которое обошлось в три годовых дохода всей империи. Высота завершенного здания равнялась 55 м. Его увенчивал колоссальный купол диаметром 31 м.

27 декабря 537 года константинопольский Храм Святой Софии был освящен. Почти тысячелетие он являлся главным храмом православного мира. После захвата византийской столицы турками (1453) был превращен в стамбульскую мечеть Айя-София.

 

27 декабря 1929 г. 81 лет назад

 

В Москве завершилась Всесоюзная конференция аграрников-марксистов, подводя итоги которой Иосиф Сталин провозгласил политику «сплошной коллективизации»

 

В Москве завершилась Всесоюзная конференция аграрников-марксистов, подводя итоги которой Иосиф Сталин провозгласил политику «сплошной коллективизации»
В российской истории начала ХХ века зажиточные крестьянские дворы обычно именовались «кулацкими хозяйствами», а их хозяева – «кулаками». Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней советская политика «военного коммунизма» нанесла по кулачеству первый удар, изъяв у него 50 миллионов гектар земли из 80 миллионов гектар, которыми оно владело до революции.

С переходом СССР в 1921 году к «новой экономической политике» (НЭПу), допустившей возрождение элементов рыночной экономики, рост кулацких хозяйств возобновился. В 1927-м их уже было свыше миллиона. Одновременно власти проводили политику «ограничения и вытеснения» кулачества, облагая его большими налогами, особенно возросшими в 1927-1928 годах, когда крестьяне стали отказываться продавать хлеб государству по заниженным ценам.

27 декабря 1929 года при завершении работы Всесоюзной конференции аграрников-марксистов прозвучала программная речь Генсека ЦК ВКП Иосифа Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР».

Ее главными пунктами стали заявления: о начале развертывания сплошной коллективизации сельского хозяйства, а также – о переходе «от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества» к «политике ликвидации кулачества как класса».

В качестве основного средства коллективизации и главного метода форсирования ее темпов были избраны «раскулачивание» (изъятие кулацкого имущества) и репрессии – принудительное выселение кулацких семей в отдаленные районы страны.

Уже начальная стадия сплошной коллективизации сопровождалась эскалацией насилия. Только по официальным данным за 1930–1932 годы было выслано свыше 240,7 тысяч семей , а к началу 1941 года там находилось около 1 миллиона человек.

 

27 декабря 1932 г. 78 лет назад

 

Издано Постановление ЦИК и СНК СССР о введении паспортной системы

 

Издано Постановление ЦИК  и СНК СССР о введении паспортной системы
Первые российские паспорта появились в начале ХVIII века по указам царя Петра I. В 1714 – 1719 годах были введены «проезжие письма» («пашпорта») для всех свободных жителей, отъезжающих в другие местности страны. С начала XIX века рукописный лист «пашпорта» стал типографским, а к концу века русский паспорт стал уже похожим на современный. В дореволюционной паспортной книжечке указывалось происхождение, сословная принадлежность, вероисповедание и ставилась отметка о регистрации.

После Октябрьской революции 1917 года внутригосударственные паспорта были отменены как «наследие царизма». В начале советского периода удостоверением личности признавался любой официально выданный документ – от справки волостного исполкома до профсоюзного билета. Однако, победа сталинского тоталитарного режима в СССР привела и к возрождению паспортной системы для облегчения контроля за гражданами.

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым, председателем Совнаркома СССР Вячеславом Молотовым и секретарем ЦИК СССР Авелем Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Согласно этому документу паспорта с отметкой о прописке надлежало выдавать жителям городов, поселков городского типа, райцентров, а также населению Московской и ряда районов Ленинградской областей.

В них содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении и др. Не было паспортов у военнослужащих, инвалидов и колхозников. Только по специальному разрешению крестьянин мог получить паспорт и переехать на другое место жительства.

 

27 декабря 1954 г. 56 лет назад

 

В польском еженедельнике «Życie Literackie» («Литературная жизнь») опубликован первый рассказ классика мировой фантастики Станислава Лема из цикла «Звёздные дневники Ийона Тихого»

 

В польском еженедельнике «Życie Literackie» («Литературная жизнь») опубликован первый рассказ классика мировой фантастики Станислава Лема из цикла «Звёздные дневники Ийона Тихого»
Прославленная книга фантастических рассказов Станислава Лема «Звёздные дневники Ийона Тихого» создавалась на протяжении почти 40 лет. В её «Предисловии» говорится, что нас ждет «описание доблестей» славного «капитана дальнего галактического плавания», незабываемое «имя которого известно в обеих частях Млечного Пути».

Этот «охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь, открывший 80 003 мира, почетный доктор университетов Обеих Медведиц, член Общества по опеке над малыми планетами и многих других обществ, кавалер млечных и туманностных орденов, (…) сам представится читателю в «Дневниках», ставящих его наравне с такими неустрашимыми мужами древности, как Карл Фридрих Иероним Мюнхгаузен (…)».

Рассказы об Ийоне Тихом с одной стороны, пародируют штампы фантастической литературы, а с другой затрагивают серьёзные вопросы различных наук, в частности социологии и философии. Они написаны с характерным лемовским юмором, часто гротескным, иногда сопряженным с горькой иронией и едкой сатирой.

Первый рассказ цикла «Галактические истории. Из приключений знаменитого звёздопроходца Ийона Тихого. Путешествие двадцать третье» (номер 24 это путешествие получило позднее) был опубликован 27 декабря 1953 года в еженедельнике «Życie Literackie». «Последнее путешествие Ийона Тихого», было впервые опубликовано на немецком языке в журнале «Playboy» в 1999 году.В 1959 году в СССР журнал «Наука и религия» поместил первый русский перевод из «Звездных дневников» – отрывок из «Путешествия 22». А в 1961-м в СССР впервые вышла книга «Звездные дневники Ийона Тихого» с переводами уже 7-и сокращенных рассказов («Путешествия 12, 14 и с 22 по 26»).